Кондиционер (климат-контроль) – сложнейший элемент автомобиля. При неправильной эксплуатации и обслуживании он может мгновенно выйти из строя. Недостаток кондиционера острее всего ощущается в жару: становится жарко и душно, водитель и пассажиры испытывают дискомфорт. Из воздуховодов может появиться неприятный запах. А если электронный блок климат-контроля вышел из строя в холодное время года, в машине может стать слишком свежо, так как он необходим и для обогрева воздуха.
Как работает кондиционер авто и из чего состоит?
Кондиционер – закрытая система, состоящая из трубок и агрегатов, где всегда должно поддерживаться оптимальное давление. Технический узел переводит хладагент из газа в жидкость, и наоборот. В системе используются следующие компоненты:
- Компрессор. Наиболее дорогая деталь, которая работает в связке с коленвалом и ремнём. Компрессор сжимает газ, исходящий от испарителя. Благодаря повышению температуры фреона в системе нарастает давление;
- Конденсатор. Этот компонент также называют радиатором кондиционера. Прибор нужен для охлаждения разогретого фреона за счёт работы вентилятора и воздухообмена. В конденсаторе фреон охлаждается и переходит в жидкое состояние;
- Осушитель. Компонент, который также называется ресивером, необходим для очистки фреона от посторонней жидкости: льда и пара. Примеси воды вызывают коррозию алюминиевых трубок и других деталей, повышают износ уплотнителей, что приводит к повреждениям кондиционера;
- Расширительный клапан. Компонент, который также называют терморегулирующим вентилем, начинает переводить фреон в газообразное состояние;
- Испаритель. Деталь используется в качестве радиатора в салоне. В испарителе фреон окончательно переходит в газообразное состояние, закипая, а его температура становится около -20 градусов. Вентилятор салона забирает тёплый воздух, который проходит через систему и охлаждается. Затем газ снова поступает в компрессор – цикл работы повторяется.
Дополнительное применяются датчики, необходимые для безопасности. Если температура достигает неподходящих значений либо чрезмерно повышается давление, они блокируют компрессор.
Из дефлекторов поступает неприятный запах
Чаще всего проблема заключается в загрязнённом испарителе. Это особенно актуально для курильщиков, которые дымят в салоне, либо любителей сэкономить на замене фильтра салона. В испаритель поступает воздух из салона, а потому всё, что не задержал фильтр, попадает в него. Поскольку из-за конденсата образуется влага, к компоненту легко прилипает грязь.
Начинается процесс гниения, что и вызывает неприятный запах, с чем многие водители мирятся. Однако проблемы на этом не закончатся: спустя несколько месяцев коррозия пробьёт испаритель, из системы выйдет фреон, и кондиционер выйдет из строя. Почистить компонент можно благодаря специальным составам. Он необходим как для воздуховодов, так и для испарителей. Салонный фильтр тоже придётся заменить.
Диагностика неисправностей в автокондиционерах
Процесс состоит из нескольких этапов:
- Подключение заправочной установки к автомобильному кондиционеру;
- Проверка показаний манометра. Прибор позволяет выявить как избыточное, так и недостаточное давление. Переход в «красную» (повышенное давление) или «синюю» (пониженное) зону – индикатор неисправностей. Благодаря показаниям манометра можно определить, забит ли ресивер, засорён ли конденсатор, в системе отсутствует хладагент или имеются другие неисправности;
- При определении неисправности на этой стадии об этом сообщается клиенту. Если же система теряет хладагент, приступаем к поиску утечки.
Как определить места пробития системы?
- При наличии фреона – он откачивается из системы, а также убирается часть масла;
- Заполняем систему воздухом и определяем, какие компоненты негерметичны. Исходя из выявленного дефекта, предлагаются варианты решения проблемы. Чаще всего проблема решается уже на этой стадии;
- Если же определить негерметичный узел не удалось, то в систему вводится фреон R134А и масло PAG 46. Благодаря наличию ультрафиолетового трассера, определить источник утечки можно будет спустя время. Для этого потребуется источник ультрафиолета, ведь фреон будет испаряться вместе с маслом.
Следует понимать, что даже полностью герметичная система со временем допускает утечку фреона. В связи с этим, заправка необходима и полностью исправному кондиционеру. Вместе с ней можно выполнить и диагностику, чтобы убедиться в отсутствии неисправностей.
Сколько времени займёт заправка кондиционера?
Работы по обслуживанию автокондиционера (климат-контроля) отнимут примерно 20 минут.